Новости и события
7 Июля
Открытие выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» в Новой Третьяковке
6 июля состоялось открытие выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» в Новой Третьяковке. Выставка стала первым мероприятием XX Открытого Фестиваля искусств «Черешневый лес», полностью доступным для зрителей. С 7 июля «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» открыта для всех желающих.

Экспозиция посвящена периоду советской истории, который со времен перестройки стали обозначать как эпоху застоя, что подразумевало в первую очередь фактор стагнации в экономике и политической жизни. Но это определение может показаться некорректным, если говорить о культуре того времени, чрезвычайно насыщенной интеллектуальными спорами, поисками и открытиями. Именно в этот период формируется школа московского концептуализма, Андрей Тарковский и Юрий Норштейн снимают свои классические фильмы, Альфред Шнитке формулирует принцип музыкальной полистилистики, а Дмитрий Александрович Пригов и Владимир Сорокин создают первые образцы постмодернистской литературы на русском языке. Можно долго спорить о том, благодаря или вопреки каким обстоятельствам появились все упомянутые произведения, но в любом случае на их создание повлияла совокупность многих факторов.
Выставку открыли председатель совета директоров группы компаний Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович и генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, первым гостем стала министр культуры РФ Ольга Любимова. Открытие выставки посетили друзья «Черешневого леса» Алена Долецкая, Юлия Хлынина, Полина Аскери, Евгения Милова, Андрей Колесников, Александр Олешко и Кристина Левиева.

 Проект «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» стал логичным продолжением выставки «Оттепель» прошедшей в 2017 году также в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес» в Третьяковской Галерее. «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985» задумана как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах — оттепели, застое и перестройке. Но если в «Оттепели» основное внимание кураторов было уделено стилевым тенденциям и общим идеям эпохи, то «НЕНАВСЕГДА…» ставит целью проанализировать индивидуальное и массовое сознание этого времени на материале художественных произведений. Это первая попытка подобного анализа в отечественной музейной практике. Также впервые советское искусство конца 1960-х – середины 1980-х годов рассматривается в контексте мировой проблематики постмодернизма.

 Если в эпоху оттепели авторы в своих произведениях зачастую проявляли эмоциональную вовлеченность, то в эпоху застоя в работах начали преобладать отстраненность и критический анализ. Основным модусом бытия стала двойная жизнь как способ сохранить себя в условиях советской реальности. Следует отметить, что, несмотря на политическую несвободу, советские граждане в этот период имели гораздо больше свободного времени, которое они заполняли досугом самого разного характера — от кухонных застолий с разговорами до эзотерических поисков и создания новых художественных практик.
ДРУГИЕ НОВОСТИ