Новости и события
26 Июля
Фестиваль “Черешневый лес”: в Большом театре прошла премьера балета «Эффект Пигмалиона» Бориса Эйфмана

25 июля на Исторической сцене Большого театра состоялась премьера спектакля Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. 

Среди гостей были замечены: Артем и Надежда Михалковы, Светлана Бондарчук, Алёна Долецкая, Дарья Веледеева, Ирада Зейналова, Екатерина Шипулина, Светлана Журова, Илья Авербух, Юрий Овчинников, Гор Нахапетян, Виктор Шкулев, Этери Левиева и другие. Перед спектаклем зрителей встречал устроитель фестиваля «Черешневый Лес» Михаил Куснирович с супругой Екатериной Моисеевой.

«Черешневый лес» седьмой год подряд радует московскую публику работами известного хореографа. Но в этот раз, пожалуй, на сцене был один из самых инновационных балетов маэстро: во-первых, это комедия с социальным конфликтом, во-вторых, хореография во многом построена на технике бальных танцев. Балет завораживает яркими всплесками эмоций, чаплиновской иронией, выразительной сценографией.

В основе сюжета «Эффекта Пигмалиона» - известный древнегреческий миф о творце, влюбившемся в свое создание. Действие происходит в наше время: Пигмалион становится просто Лионом (Олег Габышев) - это именитый танцовщик, представитель высшего общества. Вскоре на его пути появляется дерзкая обитательница трущоб Гала (Любовь Андреева), и именно этот необработанный “алмаз” путем муштры Лиону предстоит превратить в яркий бриллиант.

«Я выбрал этот сюжет, потому что в нем заложена идея метаморфозы, перевоплощения, происходящего с героиней. Сначала был миф, потом пьеса Бернарда Шоу, в которой преобразующим личность началом стала фонетика. Я решил обратиться к бальным танцам, техника которых мне интересна. Ведь ей никогда прежде не пользовался балетный театр. Она трудна для освоения, требует особой динамики и страсти, которая непривычна артисту балета, но дает новые возможности для развития современной хореографии», - отмечает Борис Эйфман.

Правда, оказывается, что красота и легкость движений достигаются жестоким трудом, а сценическая слава и титул чемпионки танцевального турнира не спасают от одиночества. Особенно когда героиня сталкивается с неразделенной любовью. «Моя Гала находится посреди двух миров – богатства и бедности – и в каждом из них становится для окружающих чужой», - признается исполнительница главной роли Любовь Андреева.

Пластическое перевоплощение, начавшись как курьезный эксперимент, происходит под музыку «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына, а завершается драматической сценой под произведение Моцарта. Возлюбленный Галы, выиграв пари, отвечает ей взаимностью, но лишь в ее грезах - словно в качестве уступки любителям хеппи-энда.

«Обычно у меня драматические роли, а Лион – совсем иное амплуа. Было важно подчеркнуть эгоистичность данного персонажа, его нарциссизм, ведь по задумке образ главного героя не трансформируется. Тем не менее, я все равно попытался его романтизировать и облагородить», - говорит Олег Габышев, танцевавший партию Лиона.

«Танец снимает социальные и психологические преграды, сближает и объединяет людей, а наша жизнь и социальная среда - разъединяют. Персонажи моего балета в гармонии только тогда, когда они в танце. Возвращаясь в реальность, герои ее теряют», - резюмирует Борис Эйфман.

В вечер премьеры зрители с удовольствием делились впечатлениями:

Марина Зудина: Удивительно, как Борис Яковлевич из знакомого сюжета Шоу о преображении, где все было основано на обучении фонетике, сделал совершенно новую историю. В постановке есть что-то и от бродвейских мюзиклов, и от драмы, и от драматической комедии.

Илья Авербух: Смотрится очень легко, не замечаешь, как пролетает время. Я для себя отметил очень выразительную хореографию, невероятные поддержки - не заметил ни одной повторной.

Надежда Михалкова: Сегодня буду смотреть постановку Бориса Эйфмана впервые. Всегда, когда идешь на произведение, ставшее классикой, ждешь чего-то особенного. Я за смешение жанров: настало время, когда нужно экспериментировать и удивлять необычными сочетаниями в искусстве.

Светлана Бондарчук: Если я скажу, что «Эффект Пигмалиона» нужно обязательно всем посмотреть, то сделаю призыв, который выполнить невозможно. Попасть на «Черешневый лес» в Большой театр на этот спектакль очень сложно, но наверняка его можно найти в телевизионной версии. Это потрясающе красиво, современно, я очень люблю новые ходы в театре. Классику тоже уважаю, но мне нравится, когда ищут новые варианты, чтобы современный человек, не настолько в нее погруженный, мог быть заинтригован и вовлечен в действо.

Алена Долецкая: Узнаваемая эстетика Эйфмана, его классический балет, его знаменитые па – все это здесь. У него блестящий коллектив, который, как куколки на ниточках, выполняет его режиссуру - это очень хорошо чувствуется. По декорациям, по костюмам, понятно, это ар-деко, скорее всего, Нью-Йорк, скорее всего 30-е.

ДРУГИЕ НОВОСТИ