В программе XIX Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес»:

ВЫСТАВКИ, АРТ

«Марио Беллини. Красота по-итальянски. Архитектура, дизайн и не только»
С 4 марта по 13 апреля в Музее архитектуры имени А.В.Щусева

Выставка в Музее архитектуры раскрывает широкий диапазон интересов художника – от посуды и мебели до небоскребов: это путешествие в созданный Беллини мир дизайна и архитектуры. Здесь представлены оригинальные предметы мебели и дизайна, выполненные в новаторском, порой революционном стиле Беллини: первый персональный компьютер P101, прототип touch-screen Divisumma 18 и переносной проигрыватель Pop. Чтобы познакомиться с работами Беллини-архитектора по всему миру, в пространстве установили экраны, на которые проецируются видео и иммерсивные изображения. Дизайн, как и во многом пересекающиеся с ним мода и театральный костюм, близки «Черешневому лесу» (в рамках фестиваля проходили выставки театральных костюмов Франко Дзеффирелли и Роберто Капуччи в ГМИИ им. Пушкина, экспозиция «Кино и мода 30-40 годов» Александра Васильева и выставка «Полвека итальянской моды» в Петровском Пассаже).


«Эдвард Мунк»
Государственная Третьяковская галерея, 15 апреля -14 июля.

В экспозиции участвуют около 70 живописных и 30 графических работ, фотографии и мемориальные предметы - преимущественно из музея Мунка в Осло, а также из ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, первые версии «Крика». Поражающие силой эмоций и новаторством произведения Мунка, которого называют «художником страданий и вместе с тем жажды жизни», давно получили мировое признание, но, к сожалению, мало известны российским зрителям. Интересно, что на формирование мировоззрения и образного мышления художника большое влияние оказали романы Ф.М. Достоевского, поэтому тема «Мунк и Достоевский» станет содержанием одного из разделов выставки.
“Черешневый лес” вот уже третий год плотно сотрудничает с Третьяковской галереей: начало было положено в 2016 году открытием выставки «Русский авангард. XXI век» у легендарного фонтана ГУМа. В 2017 году XVII-й фестиваль искусств стартовал с экспозиции Джорджо де Кирико в ТГ на Крымском валу, а к Дню независимости России на Триумфальной площади состоялась обширная программа «Родное искусство/Искусство родины. Прошлый век». «Компания Bosco стала партнером Третьяковской галереи всерьез и надолго. Мы постепенно приходим к русскому и советскому искусству в контексте общемирового. Вот почему «Черешневый лес» старается знакомить публику с искусством XX века, чуть менее хрестоматийным, но оттого не менее ценным», - отмечал устроитель фестиваля Михаил Куснирович.


«ГУМ-Red-Line. Актуальное искусство. Современные художники»
ГУМ, 13 апреля – 28 мая

Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» заново исследовал и открывал для своих зрителей не только отдельных художников, но и целые художественные направления. В фестивальной программе всегда были громкие выставочные проекты, как самостоятельные («Мир войны Николая Жукова» в 2005 и «Исповедь Арлекина» с работами Моисея Фейгина в 2010 в Пушкинском музее, «Хуан Миро. Образы» в Музее современного искусства в 2013 году, выставки работ Татьяны Мавриной в 2013 и Кати Медведевой в 2017 году в Петровском пассаже), так и сделанные в содружестве с большими музеями: Пушкинским музеем, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства, Русским музеем, Институтом русского реалистического искусства. Многолетний успешный опыт проведения выставок, о которых говорила вся Москва, в этом году трансформировался в большой амбициозный проект: фестиваль внутри фестиваля.

Новый фестиваль ГУМ-Red-Line представляет творчество известных российских художников нашего времени, работающих в разных направлениях. В проекте принимают участие: Владимир Дубосарский, Олег Кулик, AES+F, Андрей Бартенев, Павел Пепперштейн, Гоша Острецов, Георгий Тотибадзе, Константин Звездочетов, Александр Виноградов, Сергей Братков, Семен Файбисович, Айдан Салахова, Белла Левикова, Ирина Корина, Таня Пёникер. Выставка-фестиваль «Одна семья», представляющая самые разные жанры современного изобразительного искусства, возникла из арт-проекта «Современное искусство на обложке BoscoMagazine» и дает возможность увидеть все художественные обложки вместе, а также познакомиться с творчеством каждого из участников проекта. Выставочное пространство будет организовано в формате 15 арт-павильонов, спроектированных архитектурным бюро WowHaus. В каждом павильоне зрители смогут увидеть информационные материалы о художниках, созданные специально для фестиваля. Видеофильмы, смонтированные из интервью художников, позволят широкой аудитории оценить жизненную и творческую позицию каждого участника проекта.
На Фестивале будет функционировать образовательная программа. Посетителей ждут экскурсионные туры с кураторами проекта, круглый стол с участием художников, спектакль театра «Практика», демонстрации фильмов и интерактивный мастер-класс по созданию нового объекта современного искусства. Одновременно с выставкой «Одна семья» в залах ГУМа на Красной площади на третьем этаже здания откроется галерея ГУМ-Red-Line, в которой будут представлены произведения всех участников выставки. В дальнейшем галерея продолжит работу с новыми авторами, отобранными по рекомендации специально созданного авторитетного экспертного совета.


«Владимир Сычев: Вечное-сиюминутное»
ГУМ, 26 апреля – 19 мая

На 3-й линии Главного Универсального Магазина будет представлено 48 работ знаменитого фотографа, чьи кадры жизни в СССР “без прикрас” в свое время покорили мир. Он снимал и высокую моду для Vogue, и встречи первых лиц государства, и международную хронику, и портреты знаменитостей, и простых людей на улице… Владимир Сычев – первый советский фотограф, который привез на Запад не постановочные, а будничные кадры из жизни Советского союза, показав иностранной публике, что происходило «по ту сторону занавеса». Экспозиция в ГУМе – часть масштабного «турне» работ Сычева по России, которое началось в 2018 году с выставки «От советской эпохи до великих кутюрье» в центре фотографии «Росфото» в Петербурге.

Выпускник Казанского авиационного института, Сычев к своему призванию пришел не сразу: сначала два года проработал радиоинженером на Байконуре, в свободное время играл на саксофоне. А потом купил фотоаппарат «Зенит» и увлекся съемкой – настолько, что бросил прежнюю работу и перебрался в Москву, где начал оформлять обложки журналов и пластинок. В 1980 году художник-самоучка эмигрирует во Францию, где всего за несколько месяцев добивается мирового признания. Он первым из советских фотографов заключает контракт с Vogue. В 80-х годах Сычев был самым публикуемым фотографом в мире – его кадры расходились рекордными тиражами. Они и сейчас не утратили своей невероятной точности, злободневности и художественной ценности. Выразительные черно-белые работы Сычева хранятся в частных и государственных коллекциях: так, в музее Помпиду находится 14 снимков фотографа. В 2009 году его персональная выставка «Повседневная советская жизнь 1970-х» состоялась в Государственной Третьяковской галерее.


ЛИТЕРАТУРА

"Россия и Мальтийский орден. 1697-1817". Сборник.
При поддержке фестиваля «Черешневый лес» было выпущено несколько книг: «Автобиография» Франко Дзефирелли, сборник «Все о моем отце», изданный совместно с журналом Сноб под редакцией Сергея Николаевича. Также усилиями фестиваля увидели свет книги Аркадия Ипполитова из цикла «Образы Италии XXI века» («Только Венеция» и «Особенно Ломбардия»). В рамках XVIII-го фестиваля была выпущена книга Азария Плисецкого «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров». А в этом году к организаторам обратились архивные подразделения МИДа РФ и Суверенного Мальтийского Ордена. Подготовленная ими книга впервые предлагает читателям комплекс уникальных документов об овеянных мистической дымкой отношениях между Россией и Суверенным Военным Орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. Материалы, большинство из которых публикуется впервые, освещают основные события наиболее интересного и насыщенного периода в истории двухсторонних связей с 1697 по 1817 год. В издании представлены грамоты, которыми обменивались российские самодержцы и великие магистры, инструкции Коллегии иностранных дел Российской империи представителям России при Мальтийском Ордене и их донесения в Санкт-Петербург, ноты полномочных министров Ордена в России и их письма руководству Ордена, указы и манифесты российских императоров.
Особенность публикации состоит в том, что читатели могут познакомиться не только с текстами, документов, но и с их факсимильными изображениями, которые позволяют составить представление о том, как выглядит сегодня подлинный архивный документ.


ТЕАТР

“Кармен”.
Концертный зал "Зарядье",
24, 25, 26 мая.
Черешневый лес открывает новую площадку - Концертный зал «Зарядье».

Сценическую композицию по мотивам знаменитой новеллы Проспера Мериме и музыки Жоржа Бизе известному режиссеру Максиму Диденко на сцене предложил воплотить художник и театральный продюсер Павел Каплевич. Получился синтез драмы, балета и оперы, а знакомый сюжет заиграл новыми красками. Старик Хозе (Александр Балуев), совершивший убийство юной Кармен (ее играют меццо-сопрано Карина Хэрунц и прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова), перед лицом смерти предается воспоминаниям: всполохи возбужденного сознания, картины счастливой любви и страсти, расплаты за яркое чувство, и, как финал - расправа с возлюбленной, нарушившей клятву - вся история будет передана языком пения, танца, стихов. Художник постановщик Айдан Салахова.


«Манюня»
РАМТ, 28 мая, 5 и 13 июня

Детские программы (спектакли, мюзиклы, кино, ледовые представления, мультипликационные фильмы) давно стали неотъемлемой частью «Черешневого леса»: не стал исключением и этот фестиваль. Рузанна Мовсесян в рамках проекта «Большая сцена – детям» ставит на сцене РАМТа «Манюню». Спектакль по повести одной из самых популярных современных российских писательниц, лауреата литературной премии «Ясная поляна» Наринэ Абгарян - это трогательный рассказ о приключениях двух девочек-подружек, живущих в южном городке, и их многочисленных родственниках. «Мне кажется, это произведение больше адресовано взрослым… Это же совершенно ностальгическая книга, пропитанная воздухом 70-80-х и детством, которых у современных детей, запертых в “клетках” квартир, школ и развивающих занятий, нет», - считает Мовсесян. Озорных и непоседливых девчонок играют Анна Ковалева и Анна Дворжецкая, в роли колоритной бабушки – заслуженная артистка России Нина Дворжецкая.


“Пер Гюнт”.
Театр имени Е.Б. Вахтангова, превью - 30-31 мая, премьера – 7 и 8 сентября.

Спектакль по знаменитой пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена станет первой постановкой Юрия Бутусова на посту главного режиссера Государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова. Однако не дебютной в рамках “Черешневого леса”: в 2015 году Бутусов при поддержке фестиваля представил на сцене свою интерпретацию пьесы М.Булгакова “Бег” (работа была награждена Театральной премией СТД РФ «Гвоздь сезона»). В спектакле заняты Сергей Волков, Виктор Добронравов, Евгения Крегжде и другие. Зрители “Черешневого леса” смогут первыми увидеть спектакль на превью 30 и 31 мая, тогда как премьера состоится 11 и 12 сентября.


“Отелло”.
Театр Станиславского и Немировича-Данченко, 30-31 мая, 1-2 июня.

Сотый юбилейный сезон в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко решили завершить громким финальным аккордом. За сложнейшую оперу Джузеппе Верди взялся двукратный лауреат Венецианского кинофестиваля, режиссер Андрей Кончаловский, один из зачинателей «Черешневого леса» (именно он ставил «Чайку» в рамках фестиваля в далеком 2004 году). “Главное в оперной режиссуре для меня — попробовать вызвать у зрителя ощущение эстетической гармонии зримого со слышимым”, - признается Кончаловский. Художником-постановщиком выступает Мэтт Дили, арт-директор церемонии открытия ХХХ летних Олимпийских игр в Лондоне. Партия Дездемоны досталась блиставшей на сценах “Ковент-гарден” и Метрополитен-опера Хибле Герзмава. “Черешневый лес” второй год подряд проходит на сцене Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко: в прошлом году в рамках фестиваля здесь состоялась премьера балета “Дождь” одной из ключевых фигур современного танца, хореографа Анны Терезы де Кеерсмакер.


"Моя прекрасная леди",
Театр Олега Табакова, 8 и 9 июня, 18 и 19 июня.

Классический мюзикл в театре Олега Табакова решили превратить в музыкально-драматический спектакль. Хореография Аллы Сигаловой: в 1989-м она создала «Независимую труппу» – фактически первый в стране театр современного танца и с тех пор считается одним из корифеев contemporary dance в России. Автор костюмов модельер Валентин Юдашкин, а главную роль Элизы Дулитл исполнит Дарья Антонюк - выпускница Школы-студии МХАТ и победительница шоу "Голос"-2016.
В этом году в программе фестиваля сразу две работы, вдохновленные древнегреческим мифом о Пигмалионе. Тем интереснее будет друзьям фестиваля увидеть разный подход разных авторов к одной художественной теме.


«Эффект Пигмалиона».
Большой театр России, 25, 26, 27 июля.

Работы Бориса Эйфмана регулярно украшают программу “Черешневого леса” - маэстро доверяет привозить свои постановки в столицу только фестивалю вот уже 7 лет. Так, в мае 2012 года прошла европейская премьера балета "Роден". В октябре 2013 года в рамках фестиваля московская публика впервые увидела спектакль "По ту сторону греха", поставленный по роману Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". Год спустя, в 2014 году, в содружестве с "Черешневым лесом" труппа Бориса Эйфмана познакомила столицу со спектаклем "Реквием" по мотивам поэмы Анны Ахматовой, а осенью 2015 года показала Москве балет "Up&Down" по роману Ф. С. Фицджеральда "Ночь нежна". Осенью 2016 года зрители Большого аплодировали постановке «Чайковский. PRO et CONTRA», а в 2017 году летнюю театральную часть фестиваля открывал «Русский Гамлет».
Московская премьера Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана пройдет на исторической сцене Большого театра. В основе сюжета, как можно понять из названия, - древнегреческий миф. Правда, вместо Пигмалиона главным героем стал знаменитый танцовщик Лион и его партнерша Тея, оба представители высшего общества. А вскоре появляется беспризорная девушка Гала, и именно этот необработанный “алмаз” Лион превратит в яркий бриллиант танцзала. За этим пластическим преображением Борис Эйфман предлагает понаблюдать зрителю: для спектакля был создан особый хореографический язык, в котором современный балет смешался с бальными танцами. “И никаких пуантов!” - отрезал маэстро.


”Дядя Ваня”
Государственный театр наций, 14, 15, 16 сентября.

Пьеса А.Чехова появится на сцене Театра Наций в постановке одного из лидеров современной французской режиссуры - художественного руководителя парижского театра "Одеон" Стефана Брауншвейга. В главных ролях - звезды театра и кино: Елизавета Боярская, Юлия Пересильд и худрук театра Евгений Миронов.
«Дядя Ваня» не первый раз появляется в программе «Черешневого леса» (В 2004 году Миндаугас Карбаускис поставил спектакль в «Табакерке» в рамках Чеховского цикла фестиваля), тем интереснее будет увидеть новое прочтение произведения не менее любимым коллективом.


МУЗЫКА

Концерт к 120-летию со дня рождения Дюка Эллингтона
Концертный зал “Зарядье”, 18 мая.

За все время существования «Черешневого леса» знаменитый джазмен Игорь Бутман не пропустил ни одного фестиваля. К 120-летию со дня рождения "Герцога джаза", оригинальные оркестровые произведения которого оказали сильнейшее эстетическое воздействие на развитие культуры XX века, один из самых близких друзей фестиваля Игорь Бутман и его Московский джазовый оркестр при участии трёхкратной обладательницы премии "Грэмми", певицы Ди Ди Бриджуотер, представят специальную программу в честь легендарного музыканта на сцене концертного зала "Зарядье". "Я чертовски непостоянен. Никогда не могу остановиться на том, что я сделал, мне всегда хочется попробовать сделать что-то новое", - так отзывался музыкант о своей невероятной творческой активности.